ТЕМА № 1.
Классификация звуков русского языка
Классификация звуков русского языка
с учётом анатомо-физиологических особенностей
их образования
В
образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат
(активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое
нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и
голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
носовые – [м], [м’], [н], [н’];
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
сонорные – [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’];
звонкие – [в], [в’], [з], [з’], [ж], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’];
глухие – [ф], [ф’], [с], [с’], [ш], [п], [п’], [т], [т’], [к], [к’], [х], [х’], [ч], [щ].
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
смычно-проходные – [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ], [j], [х], [х’];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р’].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
губно-зубные – [ф], [ф’], [в], [в’];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
среднеязычные – [j];
заднеязычные – [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие – [j], [щ], [ч], [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].
Таким
образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и
взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного
языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что
опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого
звука.
ТЕМА № 2 .
Последовательность создания образа-представления
коррегируемого (изучаемого) звука.
Эта работа может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
1. Предварительная работа.
-Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка;
-Создание развивающей среды (создание сенсомоторной зоны:
дидактические и развивающие игры, уголок для развития пальчиковой
моторики, развития фонематического слуха, зрительного восприятия и т.д.);
-Изучение (познание) себя и своих органов речи;
-Создание образов-представлений движений пальчиков рук (пальчиковая гимнастика);
-Создание образов-представлений основных движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика);
2. Основная работа.
-Создание образов-представлений движений органов артикуляции,
необходимых для постановки определенной группы звуков (свистящих,
шипящих, л, р);
-Создание образа-представления коррегируемого звука: выбор
реального образа из окружающей действительности (предметного мира) на
коррегируемый звук включение ребенка в работу с образом из окружающей
действительности (предметного мира) с целью извлечения характерных
признаков и перенесение их на коррегируемый звук; перенесение созданного
образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических
ощущений, на кожу с целью получения тактильных ощущений, на органы слуха
для получения слухового восприятия и фонематического представления;
-Создание образа-представления от полученных ощущений, представления о
произносимом звуке на основе цвета, графики;
- Перенесение созданного
образа-представления коррегируемого звука на движение рук извлечение
результатов работы с образом-представлением в процессе активной
деятельности ребенка (автоматизация звука);
- Логическое перенесение
характеристик созданного образа-представления коррегируемого звука на
образ буквы; осознанное оперирование понятиями звук-буква;
- Включение
ребенка в процесс чтение печатания букв, слогов, слов, предложений;
перенесение приобретенного положительного опыта по коррекции звука на
формирование необходимых теоретических знаний дифференцированных
признаках фонем;
- Осознанное использование ребенком полученных знаний при
коррекции других групп звуков.
3. Заключительная работа
- Обобщение достигнутых результатов работы по коррекции звукопроизношения совместно с ребенком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий