Теоретические воппросы логопедии

  КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

ТЕМА № 1.
 Классификация звуков русского языка
с учётом анатомо-физиологических особенностей
их образования

         В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

         Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
носовые –  [м], [м], [н], [н];
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
сонорные – [j], [м], [м], [н], [н], [л], [л], [р], [р];
звонкие – [в], [в], [з], [з], [ж], [б], [б], [д], [д], [г], [г];
глухие – [ф], [ф], [с], [с], [ш], [п], [п], [т], [т], [к], [к], [х], [х], [ч], [щ].
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п], [б], [б], [т], [т], [д], [д], [к], [к], [г], [г];
смычно-проходные – [м], [м], [н], [н], [л], [л];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф], [в], [в], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [щ],  [j], [х], [х];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п], [б], [б], [м], [м];
губно-зубные – [ф], [ф], [в], [в];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л], [р], [р], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т], [д], [н], [с], [с], [з], [з], [ц];
среднеязычные – [j];
заднеязычные – [к], [к], [г], [г], [х], [х].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие – [j], [щ], [ч], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.;
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

         Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.


                                                                       ТЕМА № 2 . 

Последовательность создания образа-представления
коррегируемого (изучаемого) звука.

Эта работа может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. 
 
1. Предварительная работа. 
 
-Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка;
 
-Создание развивающей среды (создание сенсомоторной зоны: дидактические и развивающие игры, уголок для развития пальчиковой моторики, развития фонематического слуха, зрительного восприятия и т.д.);
 
-Изучение (познание) себя и своих органов речи;
 
-Создание образов-представлений движений пальчиков рук (пальчиковая гимнастика);
 
-Создание образов-представлений основных движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика);
 
2. Основная работа. 
 
-Создание образов-представлений движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков (свистящих, шипящих, л, р);
 
-Создание образа-представления коррегируемого звука: выбор реального образа из окружающей действительности (предметного мира) на коррегируемый звук включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности (предметного мира) с целью извлечения характерных признаков и перенесение их на коррегируемый звук; перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на кожу с целью получения тактильных ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления; 
 
-Создание образа-представления от полученных ощущений, представления о произносимом звуке на основе цвета, графики; 
 
- Перенесение созданного образа-представления коррегируемого звука на движение рук извлечение результатов работы с образом-представлением в процессе активной деятельности ребенка (автоматизация звука);
 
- Логическое перенесение характеристик созданного образа-представления коррегируемого звука на образ буквы; осознанное оперирование понятиями звук-буква;
 
- Включение ребенка в процесс чтение печатания букв, слогов, слов, предложений; перенесение приобретенного положительного опыта по коррекции звука на формирование необходимых теоретических знаний дифференцированных признаках фонем;
 
- Осознанное использование ребенком полученных знаний при коррекции других групп звуков.
 
3. Заключительная работа 
 
- Обобщение достигнутых результатов работы по коррекции звукопроизношения совместно с ребенком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий